«Стояние Зои». Факты

История Самары
Зимой 1956 года Самару (в то время — Куйбышев) взбудоражили слухи: в одном из домов по улице Чкаловской на вечеринке девушка танцевала с иконой, да так и окаменела. К дому потянулись толпы зевак, желающих увидеть «чудо».

«Стояние Зои». Легенда

С каждым днём возникали всё новые подробности. Икона в руках окаменевшей не абы какая, а Николая Угодника. И как только она пустилась с ней в пляс, грянул гром… Сдвинуть девушку нет никакой возможности — она приросла к полу. А когда пытались вырубить половицы, из них фонтаном пошла кровь… Врачи «скорой помощи» не могут сделать укол — иглы ломаются… Застывшая девушка вся будто наэлектризована и при прикосновении бьёт током так, что в доме уже всё загоралось и приезжали пожарные…

Сотни людей жаждали проникнуть в дом — увидеть чудо и попутно захватить с собой что-нибудь в качестве сувенира на память. Под любопытствующими уже трещали и ломались заборы. А уж когда вокруг квартала выставили конную милицию, самарцы удовлетворённо констатировали — чудо есть! Только этот факт «стояния Зои» пытается скрыть КГБ. Иначе зачем такие предосторожности?

За 60 с лишним лет эта история выстроилась в стройное повествование, её герои даже приобрели имена.

«Стояние Зои». Современная интерпретация

В современной интерпретации самарских событий, конечно, нет фонтана крови из половиц и пожарных машин. Каноническое описание «стояния Зои» отсеяло подробности, которые могут вызвать недоверие.

На Новый год, во время Рождественского поста, в доме Клавдии Болонкиной по адресу улица Чкаловская, 84 собралась молодежь. Среди празднующих была и Зоя Карнаухова, работница трубного завода. Начались танцы, только у Зои не было пары — её жених, некий Николай, на вечеринку так и не пришёл. Тогда девушка взяла икону Николая Чудотворца: «Раз нет моего Николая, то буду танцевать с этим!» Друзья отговаривали Зою, но она стояла на своём: «Если Бог есть, пусть он меня покарает!» И как только девушка начала танцевать, раздался гром, сверкнули молнии, а Зоя так и застыла с иконой в руках. Врачи не могли привести её в чувства — иглы шприцов ломались и гнулись, не могли сдвинуть с места или вынуть икону из её рук. Девушка словно окаменела, но сердце её билось — Зоя жила.

Перед праздником Благовещения в дом пришёл некий старец, которого почему-то пустили к Зое. Он подошёл к окаменевшей и ласково спросил: «Ну что, устала стоять?» И вынул икону из рук девушки. Зоя простояла ещё до Пасхи, всего 128 дней, а на праздник рухнула на пол.

По поводу дальнейшей судьбы «каменной Зои» рассказчики уже не столь единодушны. По одной версии, девушка умерла на третий день после Пасхи. По другой — попала в «психушку». По третьей — её увезли сотрудники КГБ в Москву. А ещё говорят, что она ушла в монастырь. В общем, каждый утверждает то, что ближе и понятнее ему.

«Стояние Зои». Факты

Стоит отметить, что никакого трубного завода в Самаре (Куйбышеве) никогда не существовало. Был трубочный завод — оборонное предприятие, выпускавшее дистанционные взрыватели (трубки) для снарядов. Но этот завод закрылся после революции. И к моменту событий на Чкаловской уже около 40 лет назывался заводом имени Масленникова. Приличный срок, чтобы горожане привыкли к новому названию, не так ли?

Кроме того, каноническая история упорно твердит, что события происходили во время празднования нового, 1956 года — в Рождественнский пост. Для православных праздник в пост — уже само по себе возмутительное событие. И тем нравоучительнее история. А по архивным документам всё произошло на «старый Новый год» — с 13 на 14 января.

Толпа на Чкаловскую хлынула одномоментно — неподалёку находился один из немногих действующих на тот момент храмов. Предприимчивые Болонкины сначала брали деньги за вход в дом. Но когда у них стали пропадать вещи, а настроение толпы накалилось, им пришлось вызвать милицию.

22 января в обкоме КПСС состоялся отчёт по вопросам деятельности религиозных культов, Сводился он к тому, что работа по культурному просвещению в городе ведётся не на должном уровне, раз произошёл такой вопиющий случай массового психоза. А 24 января в местной газете «Волжская коммуна» вышел фельетон «Дикий случай».

Уместно обратиться с упрёком в адрес городского управления милиции и областного управления МВД», — говорилось в фельетоне. — «Выставленные уже в первые дни на Чкаловской улице усиленные посты и конные наряды милиции отнюдь не способствовали восстановлению порядка, а, наоборот, вызывали кривотолки и повышенный интерес к сплетне.

«Волжская коммуна»

Оцепление быстро сняли. Ещё какое-то время любопытствующие приходили к дому, но постепенно поток паломников иссяк.

Стояние Зои
Дело № 2. «Информационный отчёт о состоянии религиозной деятельности общин и групп верующих всех исповеданий»

Есть в этой истории ещё несколько интересных моментов. Например, свидетельства, что в квартире Болонкиных снимал жильё некий священник, а незадолго до событий был выставлен из дома. Ещё очевидцы вспоминают, что утром народ сбегался к дому под колокольный звон, который звучал в рабочий день в Петропавловском храме, находящийся в пятистах метров от дома Болонкиных…

Всё, что мы знаем о мире — есть кем-то рассказанная история

После случая на Чкаловской жители города пошли в церкви. Крестились сами, крестили детей… И это — в послевоенном, промышленном, закрытом Куйбышеве, в стране победившего атеизма! Авторитет церкви возрос в разы. И, несмотря на явные несостыковки и пробелы в этой истории, люди продолжают верить в «чудо стояния Зои».

По-хорошему, все домыслы и слухи вокруг «чуда» даже сейчас можно развеять обычным журналистским расследованием. Выяснить, например, работала ли в то время на заводе имени Масленникова Зоя Карнаухова и откуда вообще взялось это имя и фамилия? Ведь до 1990-х годов в городской легенде имя девушки даже не упоминалось. Узнать, что за священник снимал жильё в доме на Чкаловской. Разобрать хронологию одного нелицеприятного скандала, случившегося незадолго до «стояния Зои» в церковно-приходской школе Петропавловского храма… Только зачем? Давно известно — чем сильнее борешься с мифом, тем больше людей будут в него верить.

Сейчас о «каменной девушке» пишут книги, сюжет включают в житийные иконы Николая Угодника. «Стоянию Зои» посвящают телешоу. А в 2009 году режиссер Александр Прошкин снял по мотивам самарской истории фильм «Чудо», который был удостоен специального приза Московского международного кинофестиваля.

Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.
Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора. Слева — ряд туалетов, принадлежащих жильцам «квартир». Лето 2020 года.

На улице Чкалова, рядом с домом 84, установлена скульптура Николая Чудотворца. А сам дом, в котором якобы произошло «стояние Зои», сгорел несколько лет назад. В Самаре идёт застройка старых кварталов…

Жми на пятую звезду
( 4 оценки, среднее 3.75 из 5 )
Краеведофф
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x