Летающий горшок и лодка Степана Разина

Данная работа является продолжением исследований автора, частично отраженных в докладах: «Подземные объекты в спелеологической практике Среднего Поволжья», «Ангел из библиотеки и самарская легенда о Макаавасах», а также «Фольклорный материал как источник информации о местных достопримечательностях».

Еще одним интригующим моментом местных преданий, в начале ХХ века зафиксированным Ф.Т. Яковлевым (и на которую сумел обратить пристальное внимание И.Л. Павловича добрый «ангел из библиотеки»), стала легенда об упавшем на Самарской Луке «горшке» чакш нармутъ (О.А. Ракшин считает что это искаженное «покш нармунь», что в переводе означает «большая птица»).

В начале ХХ века Ф.Т. Яковлев писал:

Суеверия в пределах Самарской губернии невероятно распространены и разнообразны… Старики в Аскулах рассказывают: «Давным-давно, в сенокос это было. Небо раскололось. И в овраг, что рядом с дорогой, упал, и в землю ушел большой размером с телегу глиняный горшок». Слух родился, что в том горшке золото. И многие в то место ходили копать, но нечего не нашли…

Летающий горшок
Коллаж — летающий горшок Маакавасов (вставка в левом нижнем углу), и вероятное место его «захоронения» в одном из холмов, образующих старое русло реки Падовка, 2001 год

Как пояснение к этой записи был приложен рисунок, изображавший этот якобы упавший с неба горшок. Но то, что там было запечатлено, вовсе не походило на классический горшок или котел, а скорее напоминало вполне современный аэродинамически обтекаемый каплеобразный объект (чья длина примерно в три раза больше его ширины), с вытянутым округлым горлышком (соплом), обращенным вниз. В центре горшка было изображено большое округлое пятно (эдакий аналог большого самолетного иллюминатора). С точки зрения современной эпохи рисунок очень сильно напоминал стилизованное изображение посадочного модуля космического корабля, а еще вернее изображения одного из так и не реализованных проектов космических ракетопланов второй четверти ХХ века.

Нужно указать, что сам Ф.Т. Яковлев совершенно не соотносил данный «небесный горшок» и изображения Макаавасов, но в XXI столетии, они слишком хорошо коррелировались между собой и замечательно укладывались в один ряд с другими описаниями, изображениями, а также фигурками, рассматриваемыми сегодня в рамках концепции существования высокоразвитых предтеч и палеокосмонавтики.

По сделанным в областном архиве находкам И. Павловичем в начале 90-х годов ХХ столетия была подготовлена и отправлена в адрес редакции особо популярного в те годы журнала «Техника Молодежи» статья. Но тогда она где-то просто затерялась.

В дальнейшем неоднократные попытки автора обсудить найденный материал с ведущими исследователями данной тематики, в частности например с координатором ОНИОО «Космопоиск» В.А. Чернобровым (г. Москва) и руководителем уфологической комиссии Русского географического общества М.Б. Герштейном (г. СПб), также успехом не увенчалась. «Информационное сопротивление» не было преодолено, и соответственно интерес каких либо других специалистов к данному уникальному материалу проявлен не был, вследствие чего тема развития не получила.

Вместе с тем уже в конце девяностых годов ХХ века еще один безвременно ушедший самарский краевед Б.В. Кильменев обнаружил фольклорную связку мостик между широко известным образом «летающей лодки» Степана Разина и волшебными «летающими горшками» подземного народа Макаавасов. Так, по одной из местных легенд, именно Макаавасы, после того как герой через дупло древнего дуба спустился к ним под землю и подарили ему волшебную «летающую лодку», другой вариант «кошму»).

Важно отметить, что при достаточно широком распространении самого образа «летающей лодки» Степана Разина, каких либо подробностей в ее описании не сохранилось. Более того сходясь в утверждении того, что эта лодка была перегружена самыми различными сокровищами (после чего она не смогла больше летать), предания расходятся в указании того места где она упокоилась.

Также интересно отметить, что современные металодетекторы показывают наличие больших масс железа внутри некоторых из отмеченных (как место погребения «летающей лодки») холмов и распадков. Но что там находится на самом деле – металлические конструкции, выброшенный кем-то металлолом или просто большие массы железосодержащих вкраплений в известковую породу, без соответствующих исследований сказать сложно.

И так, на данной территории сохранились предания о «летающих лодках», «горшках», «снарядах», а также изображения существ облаченных в скафандры, что при желании можно рассматривать, как воспоминания о высоком уровне цивилизации, существовавшей в этих местах в древности.

Данное предположение, базируется на легендах о том, что легендарная летающая лодка Степана Разина или летающий горшок Маакавасов, до настоящего времени находится в одном из холмов, курганов, пещер и многочисленных стариц древних рек Поволжья. (В прочем последнее характерно и для других территорий, например, это чуринги рыбообразные фигурки и изображениях эпохи мезолита, найденные на территории урочища с многозначительным именем — «Каменные Могилы», интереснейшего многослойного археологического памятника на юге Украины под Мелитополем.)

Благодаря помощи доброго «ангела из библиотеки», в далекой от Среднего Поволжья Аджарии был обнаружен декоративно-фольклорный кувшин или в просторечье оршок, по своему внешнему виду удивительно напоминающий некогда упавший с неба «горшок», запечатленный на рисунке Ф.Т. Яковлева.

Коллаж — летающий горшок Маакавасов и место его предположительного «падения»/«захоронения» представлен на фото 1. На нем изображено – в правом верхнем углу «упавшая/ушедшая» в подземное озеро Игоневого дола «летающая бочка» или «наутилус». В левом нижнем углу береговой склон реки Полтавка куда воткнулся «летающий горшок» или «снаряд». В левом нижнем углу предполагаемые пилоты/пассажиры «летающих горшков/снарядов» уже ранее упоминавшиеся Макаавасы.

В частности на эту роль «претендует» как ряд пещер Игоневого дола, так и многочисленные холмы, образующие старицы древней реки Падовки.

Из рассказов Куйбышевских спелеологов известны узкие ходы Игоневого дола ведущие к подземному озеру, где якобы находилась бесформенная груда старого железа. Согласно местной быличке это останки “летающей ладьи” Степана Разина.

Любопытно отметить, что хронологически сложилось так, что первым оригинальным местным материалом из темы Необычное для автора стал довольно объемный труд – 242 листа текста, отпечатанных на машинке (вторая или даже третья копия) и переплетенных в твердый зеленый картон. На ее титульном листе значилось: «Предварительные итоги фольклорной экспедиции 1959 года в Борский район Куйбышевской области. Ленинградский гос.пед. институт имени Л.И. Герцена 1959/1960 гг». Этот материал в 1984 году автору для последующей проработки передал местный краевед В.И. Степанов. К сожалению, вскоре он умер, и сегодня уже невозможно установить, где собственно были добыты эти материалы. (К сожалению, данный материал, впрочем как и многое другое, пропало в огне пожара, опустошившего квартиру автора в ночь 4 января 2014 года.)

В выше указанном труде, у автора особый интерес вызвал фольклор о Степане Разине колдуне спроецированный на Борский район Куйбышевской области (до революции именуемый пшеничной горкой) и в частности образ его «летающей лодки», «захороненной» в одном из местных курганов. «Записывая песни о Разине, экспедиция натолкнулась на явление, еще не известное науке. С именем Степана Разина в Борском районе связываются предания о местных возвышенностях: холмах, степных курганах, горных кручах возвышающихся над рекой Самарой. От легенд и сказаний о волжских разинских урочищах эти предания сильно отличаются…

Стенька чернокнижник дюжий был, в облаках на своей лодке летал. На лодку свою заберется и летит куда ему надо. А лошади у него не было. И свет у него там, в горе, не хуже нашего солнечного.

Была та у него на горе крепость, сейчас она почти развалилась. А под ней ходы, в потайные пещеры ведущие. Они большими камнями закрыты…


Один он там, в горе находился. Хотя еще старики говорят, что когда новолуние вокруг той горы черные кошки кругом ходят, толи внутрь попасть хотят, толи наоборот из горы не выпускают… его никто не мог обидеть. Никто не мог взять. У него еще стрелы какие-то особые были. Он всех убивал, а его не могли. Его боялись… Сейчас не кто не знает где он. Живой, нет ли. Кто говорит в норе спит, а кто уехал на Волгу и там в каких-то горах остался… Гора его как шар. Многие ездили глядеть, любопытничали.

Вот некоторые из крайне любопытных материалов.

Работа автора с литературой и Интернетом, в попытке восстановить данный материал, привела лишь к тому, что в 2018 году автору в областной библиотеки удалось обнаружить сборник: «Вопросы истории русской литературы» (Л. 1961) содержащей статью Л.С. Шептаева «Песни и сказы Борского района Куйбышевской области». Данная статья представляла собой краткий пересказ выше указанных материалов.

В своей статье доцент кафедры русской литературы Л.С. Шептаев писал:

Последняя всесоюзная конференция фольклористов подчеркнула, что у нас недостаточно изучается фольклор на местах. Целые районы страны до сих пор представляют собой белые пятна на фольклорной карте… Обнаруженный материал требует самого пристального внимания

В Самарской области довольно много местных быличек повествующих о чем-то упавшем с неба.

Вот, например, история приведенная в книге И.Л. Павлович, О.А. Ракшин «Легенды самарского заречья. По следам неизведанного», ООО «Книга», Самара, 2012, — 168 с, тираж 200 экз. Она проецируется на северо-восток Самарской области. Там местные жители довольно регулярно наблюдали пролет в направлении восток-запад неопознанных объектов, двигавшихся с относительно небольшой скоростью.

По форме эти объекты напоминали большие артиллерийские снаряды, украшенные большими прямоугольными иллюминаторами. Чаще всего объекты двигались вдоль русла небольшой речушки (в настоящее время скорее всего совершенно пересохшей).

Они летели, «прижимаясь» к высокому северному берегу. Из собранных рассказов становится известно, что один из этих снарядов врезался в песчанисто-глинистый склон. Произошел взрыв, но это точно не установлено.

В результате удара объект не разрушился, хотя довольно глубоко ушел в береговой откос. На протяжении десятка лет над водой торчала «корма» снаряда, имевшая округлую сглаженную форму размером более двух метров в диаметре. Каких-либо выступавших или наоборот уходящих в глубину элементов: гребных винтов, поворотных рулей, сопловых дюз или других характерных элементов, на поверхности днища видно не было. Возможно, что вследствие удара примыкающая к корме обшивка корпуса раскололась, вследствие чего образовалась трещина. Просунув в нее руку с факелом или фонарем, внутри снаряда можно было различить какие-то внутренние перегородки с крупногабаритными стяжками.

Ушедший в берег снаряд обычно к концу осени заносило осыпающейся глиной и песком, но весенние паводки расчищали его, вновь делая доступным обзору. (Данная история весьма любопытна в контексте информации в свое время обнаруженной М. Герштейном )

Другой пример, байка о «летевшей», а потом воткнувшейся в склон вагонетке. Место происшествия урочище Хаски-3. Интересно, что последняя байка даже имеет обнаруженный материальный след и фото фиксацию.

Латующий горшок_хаски_2
Якобы упавшая с неба и воткнувшаяся в склон старая вагонетка, зафиксированная автором в урочище Хаски- 3 в конце ХХ века

Подводя итог изложенной истории, авторы высказывают следующее предположение. Сегодня образ «ангела из библиотеки» можно представлять как специфическую форму психологического воздействия, меняющую поведенческую мотивацию исследователя, смещающую его устремления в область хоть и мало вероятную, но весьма перспективную в разработке.