Китеж-град. О чём не знает «Википедия»

Топонимика
Как вы знаете, Китеж-град — мифический город, по преданию когда-то стоявший на берегу озера Светлояр. Считается, что во время нашествия войск хана Батыя, город, по молитвам его жителей, на глазах потрясённых захватчиков, погрузился на дно озера, превратившись в невидимый град Китеж. Это общеизвестная история Китежа. Но мало кто знает о том, что в первоисточнике история Китеж-града описана совершенно по-другому.

Китеж-град. Легенда и история

Легенда о Китеже родилась в среде сектантов-бегунов в конце XVIII века и впервые зафиксирована в разных списках так называемого «Китежского летописца».  Широкой же публике она стала известна благодаря работам Мельникова-Печёрского и опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».  Причём история Китежа в летописце и история Китежа в либретто оперы – это, как говориться, две большие разницы. Например, в «летописце» нет ни слова о погружении города Китежа на дно Светлояра. О чём же идёт там речь?

XIII век. Князь Георгий Всеволодович получил грамоту на строительство городов и храмов в Ростове, Суздале, Москве и Пскове. На правом берегу Волги он построил город Малый Китеж, а чуть позднее, на берегу озера Светлояр князь возвёл Китеж Большой. Сразу после рассказа о строительстве Китежей идёт повествование о нашествии нечестивого царя Батыя.  Князь Георгий с небольшой ратью выдвинулся на встречу врагу, но потерпел поражение. Георгий Всеволодович вначале спрятался в Малом Китеже, а затем ночью сбежал в Китеж Большой.

Китеж град Википедии
Озеро Светлояр

«И после разорения запустели те города — Малый и Большой Китеж, которые на берегу Волги и на берегу озера Светлояр… И невидим будет Большой Китеж даже и до пришествия Христова» — сообщают авторы «летописца».

Вот, собственно, и всё.  Не о каком погружении или исчезновении на глазах потрясенного противника в первоисточнике речь не идёт. 

Город просто запустел…

В какой момент и кем, легенда о Китеж-граде была творчески переосмыслена — мы никогда не узнаем. А вот перевести с большой долей мотивированности слово “китеж” — это мы можем. 

Китеж-град: версии перевода. О чём не знает «Википедия».

Да, именно так – перевести. Так как слово «китеж» нерусское и выводится исследователями из названия пригорода Суздаля – Кидекши. А Кидекша в свою очередь своими корнями уходит в якобы исчезнувший мерянский язык.

Есть, правда, славянская версия, согласно которой Китеж – это сочетание имён кентавра Китовраса и бога веселья Квасура. Как-то у современных русских язычников эти два персонажа умудрились соединиться.

Но вернёмся к мерянскому языку и мерянам. Меряне — летописный народ, по мнению историков, исчезнувший в славянском колонизационном потоке. Ну, а раз исчез народ, значит исчез  язык. Поэтому тысячи нерусских названий на огромной территории России приписанные  мерянам назначены непереводимыми. Правда последнее время мерянские топонимы и гидронимы пытаются перевести с помощью марийского языка, предполагая, что современные мари – есть потомки летописной мери. Хотя археологи считают, что культура мери похожа на культуру Поволжских финнов, то есть – мордвы, муромы и мещёры. Кстати, ещё в XVIII веке многие историки считали, что меря никуда не исчезла. Она, эта самая меря, сама себя называет мори, а русские её называют… мордвой.

Церковь Иконы Божией Матери Казанская на озере Светлояр

Так почему бы нам не перевести слово «китеж» с помощью одного из мордовских языков. Например, с помощью эрзянского языка. Ну, во-первых, основатель советского финно-угроведения Дмитрий Бубрих называл эрзянский язык «финно-угорским санскритом», прародителем. Во-вторых, есть мнение, что летописные племена меря, мещёра и мурома разговаривали на различных диалектах именно эрзянского языка. В-третьих, озеро Светлояр на берегах которого, якобы стоял Китеж находится в Нижегородской области, которая издревле была заселена именно-мордвой-эрзя. И большинство топонимов и гидронимов нижегородчины легко и без затей переводятся именно с помощью эрзянского языка. Например, название реки Керженец на берегах которой русские рати, вышедшие на защиту Китежа, потерпели поражения от войск Батыя произошло от эрзянского слова КЕРШ, то есть ЛЕВЫЙ. И действительно, Керженец – это ЛЕВЫЙ приток Волги.

А что же означает слово КИТЕЖ?

Точнее КИТЁЖ.  Ибо специалисты утверждают, что знакомое нам слово, с ударением в первом слоге стало общепринятым только после премьеры оперы Римского-Корсакова. А в народе всегда произносили КИТЁЖ. 

Китеж град Википедии
По дороге к Светлояру идут новые «бегуны»-паломники

Как я уже говорил ранее, легенда о Китеже родилась в среде сектантов-бегунов, странников. Согласно многочисленным преданиям, дорога по которой в город пришли завоеватели назвалась Батыевой тропой. Следовательно, в топониме каким-то образом должны были отразиться дорога, движение или путь. Тогда в этом случае, можно предположить, что

КИТЁЖ – это изменённое словосочетание КИ ТЕ ОШ, то есть КАКОЙ-ТО ГОРОД У ДОРОГИ или ДОРОГА ЧЕРЕЗ ЭТОТ ГОРОД.

Возможен и такой вариант:

КИТЬ ОШ — Дороги в город

Таинственный ПОКИДОШ, которым тоже называли КИТЕЖ, переводится как ПОКШ КИ ТЕ ОШ — большая дорога в тот город. Не исключено, что когда-то, слово КИТЁЖ вообще не относилось к какому-то городу, а означало КИ ТЁЖА — тысячи дорог.

А родник КИБЕЛЕК, расположенный в двух километрах от Светлояра на Батыевой тропе, где по преданию похоронены три старца — защитника Китежа, возможно, первоначально звучал как КИ ПЕЛЬКС, то есть “Дорога страха”. Если тут речь идёт о Ратной тропе или Батыевой дороге, то название вполне понятное и мотивированное.

Подытожим.

Легендарный топоним КИТЕЖ-КИТЁЖ-ГРАД, вполне мотивированно дешифруется с помощью эрзянского языка и означает КАКОЙ-ТО ГОРОД У ДОРОГИ. Вероятно, у ратной или Батыевой дороги. Какой город послужил прототипом КИТЕЖУ – это тема дополнительных исследований. Я, например, совершенно не против версии, согласно которой, прототипом КИТЕЖА была КИДЕКША или КИ ТЕ КОСА — название, которого так же переводится с мерянского или эрзянского языка и означает (НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ), где какая-то дорога. В нашем случае, дорога на СУЗДАЛЬ.

Вы спросите: “А причём тут Самара и Самарская область?”. А притом, что в преданиях Самарской области сохранилась память о нашем местном КИТЕЖЕ, который называли МИРНЫЙ ГОРОД. О нём я расскажу в следующей статье.

Поддержать блог «Краеведофф»

Жми на пятую звезду
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Краеведофф
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Igor
Igor
1 год назад

Основу легенды о «Невидимом граде Китеже» составляет история его возникновения. Наиболее известно предание, что этот город скрылся в водах озера Светлояр, ушел от ярости орд хана Батыя. «С тех пор Великий Китеж и стал невидимым…»
Вероятно, менее известна более древняя версия. «Прискакала сюда на коне Девка-Турка (местная богиня леса). Где конь ее огромный ударял копытом, там проваливалась земля, образовывалась яма».
Другая версия этого предания – «В наших заволжских лесах, в глухих местах жило в селении гордое непокорное племя, которое забыло про Девку-Турку. И та, разгневавшись, напустила на жителей селения своего коня. Конь бил землю копытом, все проваливалось и заполнялось подземной водой. Так и возник на месте, где жило это племя, озеро Светлояр». (Сборник «Мифы древней Волги», Саратов, Надежда, 1996.)
Действительно, происхождение озера Светлояр достаточно загадочно. Механизм его возникновение нельзя отнести не к одному ныне известному геологическому типу образования озер, в числе которых — карстовая, вулканическая, тектоническая, ледниковая. Ни одна из них не могла объяснить все детали строения озера и окружающей его территории.

Igor
Igor
1 год назад

Из анализа современной литературы складывается впечатление что в России легенда «о невидимом граде Китеже» обрела широкую известность с лета 1887 года (и эта известность в определенной степени сохранилась до настоящего времени) и была связана с массовым исчезновением людей, якобы ушедших в Китеж. Позже от некоторых из пропавших вроде бы даже как приходили письма. Вот содержание одного из них: «Не ищите меня город наш скрыт водой и увидеть его могут не многие…»

Igor
Igor
1 год назад

Таинственные письма от ушедших в невидимый град Китяж, неявным образом связана с байками о письмах порой приходящих в мир от скрывшихся в горах, в частности горах Жигулевских (Смотри, например, Игорь Муханов «Сказы и байки Жигулей» 1996 год). А если посмотреть на эту тему более широко, то вспоминается мало известная часть легенды о «Летучем голландце»:
И вот с тех пор носится «Летучий голландец» по морям, не имея возможности зайти в порт. Корабль, совсем дырявый от старости, давно бы затонул, но волшебная сила удерживает его на поверхности. И паруса всегда полны ветром, даже если на море штиль и другие корабли стоят в дрейфе. Встреча с этим кораблем не сулит ничего хорошего. Два или три раза в столетие команда корабля-призрака передает на землю письма. Происходит это так. Ночью на параллельном курсе возникает угловатый силуэт корабля. Всех, кто стоит вахту, мгновенно пробирает озноб до костей. От «Летучего» тянет холодом, как из склепа. Простуженный, хриплый голос окликает из тьмы:
– Эй, на судне! В какой порт следуете?
Затем с корабля просят передать корреспонденцию. Отказывать нельзя: это закон морской вежливости. На палубу плюхается брезентовый мешок. И сразу же силуэт «Голландца» пропадает во мгле. Во время рейса команда бочком обходит мешок. И только по прибытии в порт из мешка вытаскивают письма, сортируют и рассылают в разные города. Адреса на конвертах написаны выцветшими чернилами, орфография старая. Письма не находят адресатов. Жены, невесты и матери моряков, обреченных за грехи своего упрямца-капитана скитаться по свету, давным-давно умерли, и даже след их могил потерян…
Получается весьма любопытная связка град Китяж – «Летучий голландец».

4
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x